Йога-сутры Патанджали

Йога-сутры Патанджали – это афоризмы мудреца и йогина Патанджали. Здесь важно отметить, что авторство Патанджали до сих является спорным моментом, поскольку достоверных источников о его жизни не сохранилось, а имя йогина впоследствии стало частью индийских легенд. В них он изображается в образе получеловека-полузмеи или же сидящим в позе лотоса йогином на пьедестале с капюшоном из голов змей.

Несмотря на это, считается, что долгое время знания йоги передавались от учителей к ученикам в устной форме, но примерно между II веком до н. э. и IV веком н. э. Патанджали их объединил, зафиксировал общие принципы йоги, создал систему и записал ее в виде йога-сутр. В них собраны короткие философские наставления, созданные в таком виде для лучшего запоминания и усвоения информации.

Позже йога-сутры были прокомментированы другими философами, мудрецами, йогинами и даже правителями. Данные комментарии облегчают понимание сутр и привносят новую пищу для размышлений. Но необходимо понимать, что эти комментарии не вкладывают новый смысл, а скорее адаптируют, поясняют его.

Йога-сутры Патанджали – это базовый текст индийской философии о йоге, оказавший огромное влияние на восприятие йоги как в Индии, так и во всем мире.

Структура йога-сутр

В тексте йога-сутр Патанджали 196 афоризмов, которые делятся на 4 раздела.

Первый раздел «О сосредоточении» содержит 51 сутру.

Этот раздел йоги определяется как преодоление колебаний ума (читты), результатом которого станет установление в себе духовного начала – Пуруши. Также, в нем присутствует классификация этих колебаний, стратегия их преодоления и описание последовательного достижения стабильности сознания.

Второй раздел называется «О способах осуществления» и содержит 55 сутр.

В них фигурирует учение о корневых аффектах сознания, которые создают трудности на пути к освобождению. Также важно, что во втором разделе упоминаются первые 5 ступеней аштанга-йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма и Пратьяхара. Каждой из них дается пояснение и все они рассматриваются как помощь йогину на пути к освобождению.

Яма – ряд дисциплинарных предписаний, воздержание от основных страстей. Нияма – основы духовной дисциплины. Асана – работа над Духом через тело, позы и их отстройки для обретения способности контроля над своим телом. Пранаяма – дыхательные упражнения как работа с праной (энергией). Пратьяхара – освобождение чувств от внешнего воздействия, умение находиться в состоянии наблюдателя.

Третий раздел «О совершенных способностях» включает в себя 56 сутр.

В них описываются три высшие стадии йогического искусства: Дхарана, Дхьяна и Самадхи.

Дхарана – удерживание сознания на одной точке, длительная концентрация внимания на одном объекте. Дхьяна – степень высшего созерцания. Самадхи – растворение созерцающего в объекте созерцания. Все вместе они образуют раджа-йогу и называются внутренней йогой.

Также, в данном разделе присутствует подробное описание вибхути – сверхсил, сверхспособностей, которые рекомендуется достичь при помощи внутренней йоги. К примеру, первым результатом освоения вибхути может стать познание звуков, издаваемых всеми живыми существами и умение их различать. А последним – восприятие различий между двумя атомами. Йог должен стараться их постичь, но не должен попасть в зависимость от них, оказаться под их властью или же привязаться к ним.

Четвертый раздел носит название «Об абсолютном освобождении» и состоит из 34 сутр, в которых уделяется внимание происхождению сверхспособностей, карме и ее следам.

Освобождение в данном разделе рассматривается как обособление, то есть достижение свободного состояния от отождествленности с физическим телом, от ментальных программ, от кармы и ее последствий. То есть необходимо достичь того состояния, в котором внешние факторы неактивны, а их воздействие ограничено. Состояния, в котором присутствует свобода Духа (Пуруши).

Кроме того, в четвертом разделе присутствует разграничение двух вечных субстанций – Материи (Пракрити) и духа (Пуруши). Здесь подчеркивается, что Материя вечна, как и Дух, но в свою очередь, ее формы изменчивы. Задача йогина состоит в том, чтобы освободиться от постоянного воздействия Пракрити, не привязываться к своим эмоциональным состояниям, зная, что они изменчивы, и с помощью знаний йоги обрести чистое сознание.

Отличительные черты «Йога-сутр» от других философских учений

  • Введение концепции читты, которая объединяет функции различаемых компонентов «внутреннего инструментария» – интеллекта, эгоизма (самоделания) и ума. Эти аспекты рассматриваются на различных уровнях активности (читтабхуми);
  • Новая типологизация состояний сознания (бхавы), в которой в приоритет выходят основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида;
  • Классическая йога не привязывается к конкретной религии и является практикой, в которой ученик ищет освобождения своими действиями, собственным упорством не уповая на Бога, а стремясь соединиться с ним.